О соборе

О Cоборе

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА АНСАМБЛЯ УСПЕНСКОГО И ТРОИЦКОГО СОБОРОВ 

Ансамбль состоит из двух соборов — Успенского и Троицкого, колокольни и дома священника. Он расположен на высоком берегу Волги, на территории бывшей кинешемской крепости. Композиционно ансамбль слагается из развитых приземистых объёмов церквей, расположенных на одной оси (запад-восток) и связанных между собой лаконичной вертикалью колокольни. Архитектура сооружения обладает высоким художественным совершенством, великолепно использованы природные особенности местности.
Ансамбль хорошо просматривается со стороны реки и доминирует над окружающей застройкой.

   УСПЕНСКИЙ СОБОР— летний, кирпичный. Построен в 1745 г. на средства прихожан. В 1855 г. в нём произведён капитальный ремонт, сделан новый иконостас и подновлена настенная роспись. В 1885 г., по- видимому, была перестроена центральная часть церкви, к которой впоследствии, в начале XX в., были пристроены два боковых придела. К этому же времени относится и возведение куполов на кровле собора, пропорции и характер архитектурного решения которых типичны для эклектических веяний архитектуры начала XX в. Собор представляет собой пятинемфный, пятикупольный, шестистолпный храм (первоначально — трёхнемфный, шестистолпный). В объёмно­пространственном отношении это куб, к которому по бокам примыкают поздние нефы. Каждый из пяти нефов заканчивается полуциркульной в плане абсидой. Перед западным фасадом к главному входу пристроен удлинённый объём баптистерия. Основной объём храма перекрыт системой сомкнутых и цилиндрических с распалубками сводов и куполов, имеющих снаружи шлемовидную форму и опирающихся на цилиндрические световые барабаны, прорезанные четырьмя (центральный — шестью) оконными проёмами. Система перекрытий поддерживается несущими стенами и опорными столбами. Боковые нефы перекрыты системой цилиндрических сводов и распалубками, абсиды — сферическими полукополами.
Декоративное убранство фасадов главного объёма традиционно: гладкие оштукатуренные стены, арочный фриз, простой уголковый карниз; углы декорированы пилястрами. Поверхность световых барабанов гладкая, нерасчленённая. Оконные проёмы завершены полуциркульными арками.
Декор фасадов поздних пристроек характерен своей эклектичной пышностью. Поверхность стен сильно расчленена фигурными пилястрами, колонками, ширинками и другими деталями. Два яруса оконных проёмов забраны узорчатыми металлическими решётками и украшены наличниками. Внешняя поверхность стен абсид обработана рустом и украшена круглыми ложными проёмами.
Интерьеры собора расписаны маслянной живописью на библейские и евангелические сюжеты. Сохранился деревянный резной иконостас, металлическая утварь, люстры и прочее. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30x15x7,5 см.
В соборе три престола: центральный — в честь Успения Божьей Матери, боковые — в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого князя Владимира.
В 1834 г., 9 октября (ст.ст.) собор посетил, во время путешествия по Волге император Николай I, а в 1850 г. великие князья Николай и Михаил Николаевичи.


  

 ТРОИЦКИЙ СОБОР — зимний, кирпичный. Построен на средства прихожан в 1838 г. по проекту И.Е.Ефимова, воспитанника Петербургской Императорской Академии. Первоначально собор представлял собой однокупольный храм. В начале XX в. были возведены ещё четыре главы на широких массивных барабанах. Ныне он представляет собой пятикупольный сводчатый храм, симметричный в плане и перекрытый шлемовидными куполами. С южной, западной и северной сторон объём храма декорирован четырёхколонными портиками дорического ордера. С восточной стороны к нему примыкает полуциркульная в плане абсида.
Храм перекрыт системой циллиндрических сводов и сферических куполов, опирающихся на периметр несущих стен и четыре массивных каменных столба, на которых покоится барабан главного купола. Все оконные проёмы завершены полуциркульными арками. Плоскости наружных стен заканчиваются гладким фризом и карнизом с сухариками, характерными для зданий, построенных в стиле русского классицизма.
Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены. В интерьере имеется маспянная роспись: своды, часть стен, барабаны куполов и сами купола расписаны на библейские и евангелические сюжеты.
Полы кафельные, орнаментированные. Здание построено из кирпича — 7x13x26-27 см. Подиумы портиков и ступени, ведущие на них, — из белогокамня. Дверные проёмы также завершены арками и украшены кованными узорчатыми решетками. Фундаменты кирпичные.
В соборе три престола: центральный — в честь Пресвятой Троицы, боковые — в честь Покрова Богородицы и святого Алексия, митрополита Московского.

КОЛОКОЛЬНЯ кирпичная, выстроена также на средства прихожан в 1798 г. Она пятиярусная, увенчана четырёхгранным высоким шпилем с крестом. В основании её — квадрат.
В архитектурном облике сооружения отчетливо прослеживаются черты русского классицизма: пилястры и колонны дорического ордера, треугольные фронтоны по фасадам второго яруса, пропорции арочных проёмов и т.п. Однако, сложное пластическое решение фасадов, очертания куполов и основания шпиля несут в себе яркие черты архитектуры барокко.
Конструктивная схема сооружения основывается на использовании в качестве несущих конструкций периметральных стен, толщина которых уменьшается по мере повышения высоты сооружения.
Колокольня оштукатурена и покрашена. Покрытия куполов и скатов выполнены из листового железа и покрашены масляной краской.
Ансамбль как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на государственный учёт в 1945 г., а с I960 г. он на государственной охране республиканского (федерального) значения.
Соборы были закрыты в 1938 г. и превращены в гаражи, но в 1945 г. вновь открыты. Правда, Троицкий собор был вторично закрыт в 1964 г., где до 1991 г. размещалась картинная галерея. Ныне весь ансамбль принадлежит Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Реставрация же проводилась только один раз — в 1988 г. на Троицком соборе были восстановлены разрушенные ранее четыре барабана и перекрыт купол центрального барабана.

Ограда с воротами. Прясла ограды подняты на высокий кирпичный и оштукатуренный цоколь. Квадратные столбы увенчаны низкими шатриками с вогнутыми гранями. Металлическая решётка представляет собой вертикально поставленные прутья-пики, соединённые волютообразными завитками (вдоль набережной — кольцами), в цоколе и в основании столбов помещены филёнки.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО И ТРОИЦКОГО СОБОРОВ 

Архитектурный ансамбль расположен на высоком кругом берегу Волги при впадении в неё реки Кинешемки на территории бывшей крепости. Самая ранняя постройка комплекса — Успенский собор — был сооружён в 1745 г. Основным вкладчиком в его строительство выступил соборный дьячок И.А. Попов. В 1798 г. возведена стройная колокольня, в облике которой явно ощущаются костромские архитектурные традиции, а в 1838 г. по проекту архитектора И.Е. Ефимова создан Троицкий собор. Его композиция повторяет один из классицистических образцовых проектов храмов, изданных в 1824 г. Все сооружения комплекса выполнены из кирпича и оштукатурены. В нач. 19 в. к западному фасаду Успенского собора пристроили низкий притвор; в сер. 19 в. территория комплекса была обнесена каменной оградой с кованой железной решёткой и тремя воротами (западные, кон. 19 в., обращены на Советскую пл., южные, сер. 19 в., — на Советскую ул., северные, кон. 19 в., — на набережную Волги). Юго-западный угол ограды заменяет каменная сторожка( теперь канцелярия), построенная, видимо, на рубеже 19-20 вв. В нач. 20 в. приделы Успенского собора надстроены и декорированы в духе эклектики. В этот же период Троицкий собор стал пятиглавым. Успенский собор занимает северовосгочный угол почти прямоугольного участка, вытянувшегося вдоль Волги. Его крупные алтарные апсиды обращены к центральной площади города (пл. Революции). На общей продольной оси с ним находится Троицкий собор, выходящий на западную границу участка. Между соборами, выдвинутая к береговому откосу Волги, высится четырёхъярусная колокольня.
Несмотря на разновременность создания отдельных сооружений, они образуют цельный и гармоничный комплекс, играющий главную роль в архитектурном облике города и эффектно воспринимающийся с Волги.

Собор Успенский. Крупный храм соборного типа, архитектура которого, развивающая древнерусские традиции, характерна для провинциального зодчества. Двусветный четверик под четырёхскатной кровлей вытянут по продольной оси и увенчан пятью световыми главами (центральная более крупная) с полусферическими куполами. Два пониженных боковых придела имеют полукруглые апсиды — они располагаются по сторонам трёх высоких, также полукруглых апсид главного алтаря, но слегка отодвинуты к западу. Одноэтажный западный притвор вытянут по основной оси храма и заканчивается скруглением паперти.
Декор фасадов весьма лаконичен. На углах четверика поставлены широкие лопатки, в невысоком аттике — арочные нишки на месте закомар. Боковые фасады четверика закрыты приделами, и его редко расположенные высокие оконные проёмы видны лишь на западном фасаде и на основных апсидах: в нижнем ярусе они везде прямоугольные, в верхнем ярусе на западном фасаде — арочные; все эти проёмы помещены в довольно глубокие арочные ниши. В верхнем ярусе основных апсид — крупные восьмиугольные окна. Апсиды приделов шире и ниже основных, обработаны дощатым рустом. Нижние окна здесь арочные, верхние — круглые, в ленточных наличниках. Боковые фасады приделов характеризует дробность композиции и сухость декора, свойственные периоду эклектики. Притвор выполнен в стиле классицизма, в его провинциальном варианте. В западной скруглённой части притвора расположены три широких арочных дверных проёма; средний выделен двухколонным тосканским портиком с пологим фронтоном. Первоначально трёхнефное внутреннее пространство собора после перестроек стало пятинефным. Средний неф шире ближайших боковых, но уже придельных; он ограничен с каждой стороны четырьмя столбами (два квадратных, остальные восьмиугольные). Между ними и стенами перекинуты арки, делящие пространство храма на ячейки, перекрытые лотковыми сводами. Алтарные апсиды имеют цилиндрические своды, переходящие в конхи. Над притвором — низкий коробовый свод с распалубками над окнами.
Роспись собора возобновлена, как сообщает храмозданная надпись, в 1855 г. Это даёт основание предполагать существование более ранних стенописей, очевидно созданных вскоре после сооружения собора, но они не сохранились. Масляная живопись сер. 19 в. поновлялась в нач. и сер. 20 в., её колорит сильно огрублён. Ряд композиций написан заново в нач. 20 в. Роспись, в которой сочетаются классицистические и псевдобарочные черты, характерна для сер. 19 в. На своде написаны ангельские головки и Святой Дух в виде голубя, на арках — мелкий витиеватый растительный орнамент и церковные атрибуты. На стенах в три яруса помещены сцены из Евангелия и Деяний апостолов. Среди них выделяются гризайльные композиции «Ангелы у престола» в люнетах боковых стен. Более необычен иконографический состав росписи, расположенной в три яруса на столбах, куда помимо традиционных изображений святых (в нижнем ярусе) включены композиции на темы евангельских блаженств, притч, сцен из Апокалипсиса и видений пророка Исайи.
Главный двухъярусный иконостас в формах позднего классицизма типичен для сер. 19 в. Царские врата фланкируют два портика — одни внутри другого. Над вратами установлено резное из дерева «Распятие с предстоящими»; обрамляющая его арка врезана в основание второго круга иконостаса. Здесь четырёхколонный портик завершён пологим фронтоном с разорванной нижней гранью. Фоновые части и стволы колонн окрашены в белый цвет, капители и резные детали — золочёные. Придельные одноярусные иконостасы выполнены в кон. 19 в. в духе эклектики.
Над внутренним восточным порталом притвора, ведущим в храм, помещена скульптурная группа «Тайная вечеря», вырезанная из дерева и раскрашенная. Она исполнена в 1-й пол. 19 в. в традициях народной резьбы. Несколько грубовато выполненные персонажи отличаются своеобразием и выразительностью. В храме сохранились резные киоты и паникадила 2-й пол. 19 в.
   Собор Троицкий. Крупное монументальное здание, крестообразное в плане, решено в формах позднего классицизма. Квадратный основной четверик под низкой четырёхскатной кровлей завершён крупным центральным световым барабаном и четырьмя поздними ложными на углах; все они увенчаны пологими куполами. На востоке к четверику примыкает полукруглая апсида чуть меньшей высоты, к боковым стенам — четырёхколонные портики дорического ордера. На западе аналогичный портик слегка выдвинут за счёт небольшого притвора и возвышается на подиуме, к которому ведут шесть ступеней.
Строгие, гладко оштукатуренные фасады венчает антаблемент дорического ордера. В алтарной апсиде он является завершением, в портиках — основанием для фронтонов, а на четверике — для высокого аттика. Арочные окна помещены в неглубокие ниши той же формы. Карниз центрального барабана включает фриз, декорированный тонкими ступенчатыми кронштейнами. Окна барабана, аналогичные четверику, завершены архивольтами, опирающимися на импосты, и объединены проходящей на уровне импостов профилированной тягой.
Внутреннее пространство собора четырёхсголпное. Центральный барабан опирается на подпружные арки и паруса. Алтарь перекрыт конхой, угловые компартименты — крестовыми сводами, рукава креста имеют плоские перекрытия.
Масляная роспись на сводах, подпружных арках и в люнетах рукавов выполнена в сер. 19 в., на куполе, барабане и в парусах — в кон. 19 в. Вся живопись поновлялась в нач. 20 в. Стиль первоначальных росписей, выдержанных в приглушённых тёплых тонах (коричневатых, тёмно-красных и розоватых), можно определить как переходный от классицизма к академической манере. Это проявляется в уверенном, но мягком рисунке, где порой разворот фигуры анфас сочетается с профилем лика; в многофигурных, часто довольно глубинных композициях. Живопись в куполе в холодных разбелённых тонах выполнена в духе позднего академизма. В куполе изображен Саваоф, в простенках барабана — апостолы и избранные святые, в нижней части барабана — четыре композиции на библейские и евангельские сюжеты, в парусах — евангелисты. На склонах сводов, в рукавах креста написаны евангельские события (исключая восточные склоны северного и южного рукавов, где изображены Архангел Михаил и «Похвала Богоматери»). Стенописью украшены и люнеты в торцах рукавов. На склонах подпружных арок — гризайльные фигуры архангелов. Все композиции заключены в пышные псевдобарочные обрамления с картушами. Сохранилось паникадило 2-й пол. 19 в.
   Колокольня. Одна из лучших в Ивановской обл. колоколен, сооружённых в стиле, переходном от барокко к классицизму. Стройное четырёхъярусное сооружение состоит из постепенно уменьшающихся в плане четвериков и завершено гранёной купольной кровлей с люкарнами, над которой поднимаются ещё два четверика, увенчанные вазообразной главкой и высоким шпилем.
Стены нижнего яруса покрыты дощатым рустом, веером сходящимся к арочным проёмам (на северном и южном фасадах) и нишам (на западном и восточном). По сторонам арок помещены по две пилястры и по одной — на западающих флангах фасадов. В последующих ярусах в декоре использованы трёхчетвертные колонны тосканского ордера: на фасадах второго и третьего ярусов — это четырёхколонные портики, в четвёртом — двухколонные. Усложняют пластику объёмов аналогичные колонны на углах ярусов — в духе барокко. Во втором ярусе портики завершены треугольными фронтонами, в четвёртом роль фигурных фронтонов играют обрамления люкарн.
Внутреннее пространство первого яруса колокольни вытянуто по оси север-юг. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта.
  Сторожка — небольшое одноэтажное здание, архитектура которого характерна для периода эклектики. Кирпичные стены побелены по кладке. Прямоугольный объём завершён двускатной кровлей с оригинальным перспективным фронтоном-щипцом; в его вершине — крупное прямоугольное подвышение. В разрыве венчающего карниза
помещен выложенный в кирпиче крест. По углам фасадов — широкие огибающие лопатки. Тонкая тяга проходит в основании окон — небольших, с лучковыми перемычками, — в простых рамочных наличниках.
Ограда с воротами. Прясла ограды подняты на высокий кирпичный и оштукатуренный цоколь. Квадратные столбы увенчаны низкими шатриками с вогнутыми гранями. Металлическая решётка представляет собой вертикально поставленные прутья-пики, соединённые волютообразными завитками (вдоль набережной — кольцами), в цоколе и в основании столбов помещены филёнки.
Двое ворот (обращённые к Советской пл. и к набережной — Волжскому бульвару) представляют собой простую арочную конструкцию, несущие столбы которой оформлены неглубокими арочными и прямоугольными нишками. Главные ворота, ориентированные на Советскую ул., решены в виде массивных прямоугольных пилонов, прорезанных арочными проёмами калиток (полотнища ворот и калиток не сохр.).
Арки дополнены архивольтом, опирающимся на импосты, и замковым камнем. В карнизы пилонов и высоких аттиков над ними включён ряд сухариков. Столбы на участке ограды, примыкающей к этим воротам, завершены ступенчатым карнизом.