«Брат», «Отец», «Владыка»

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу – “женщина”, “дама”, “гражданка”? Как обратиться к Священнику: “сударь”, “господин”, “товарищ”?А ведь никаких трудностей нет. Христиане – это одна семья, где все друг другу родные. Родным не нужны условности.

“Брат”, “сестра” – наилучшее обращение к мирянам. Мы все – дети Единого Бога и потомки Адама и Евы.
“Батюшка” или “отче” – так обращаются к Священникам, как к духовным наставникам и совершителям Таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Когда же к Батюшке или Диакону нужно обратиться по имени, то после слов “Отец” добавляют имя, например, “Отец Петр”. К Диакону можно обращаться “Отец Диакон”, к Настоятелю Храма (Монастыря) – “Отец Настоятель”.

Каждый Православный Христианин должен быть членом одного Прихода (прихожанином). Приход – одна духовная семья. Священник – Духовный Отец своей семьи (паствы).

Не следует пренебрегать своим Священником, его советам и руководством. Духовные вопросы следует решать у своих приходских Священников, по промыслу Божию служащих на вашем Приходе и имеющими от Бога благодать быть духовником своего города или района, на территории которого стоит Храм. Те же, кто не доверяет своим приходским Батюшкам и окормляется где-то на стороне, у каких-нибудь Священников с других Приходов, впадает в страшный грех духовного блуда.

Служение Священников не является чем-то загадочным. Они совершают Святые Таинства, поучают, воспитывают, проповедуют и ободряют рабов Божиих. В свою очередь, каждый Священник подчиняется Епископу. Только Епископы и Священники могут совершать святые Таинства. Так учили Святые Апостолы и мы сохраняем это Церковное Предание. Посредством этого, учиненного Святым Духом установления, Церковь связывается воедино.

Ни один христианин не может спасаться по своему усмотрению и быть спасенным, потому что для того, чтобы шествовать спасительным путем, он должен принадлежать к Телу Христову, принимать участие в Таинствах, получая посредством оных силу для дальнейшей духовной борьбы и очищения от грехов. Таким образом сохраняется связь всех членов Тела Христова. Долг каждого прихожанина – содействовать устроению приходской жизни.

Наши Священники – это Пастыри, пасущие наши души. Они не являются нашими господами. Это не какая-то аристократия, стоящая над средними, обычными верующими и управляющая ими. Напротив, это люди, которые были выбраны Богом для того, чтобы нести ответственность за души Его людей. Это очень трудная задача, и очень серьезная ответственность. Потому мы и оказываем им уважение, что видим, как они борются за наши души, мы благодарны им за это и стараемся показать нашу благодарность. Мы также должны повиноваться им, как этому учит Святой Апостол Павел в Послании к Евреям (13:17). Они, в свою очередь, следуя дошедшему до нас Священному Преданию, повинуются Епископам.

В разговорах Православных людей часто слышится слово “Отче”. Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать: “Меня благословил отче Владимир”. Это неграмотно. Обращаться к Священнослужителям “святой отец”, как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен Священников, Монахинь и трудящихся в Храме пожилых женщин мы называем ласковым словом “Матушка”.
К Архиереям – Епископам, Митрополитам, Патриарху – нужно обращаться “Владыка”, как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к Священнослужителю письменно. При обращении их следует именовать:

Диаконов и иеродиаконов – “Ваше Благовестие”
Иереев и Иеромонахов, Монахов и Монахинь – “Ваше Преподобие”,
Протоиереев, Игуменов и Архимандритов – “Ваше Высокопреподобие”,
Епископов – “Ваше Преосвященство”,
Архиепископов и Митрополитов – “Ваше Высокопреосвященство”, Патриарха – “Ваше Святейшество”.

Сектанты, не имеющие священства, упрекают Православных в мнимом нарушении слов Христа: “И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах” (Мф, 23, 9). Но ясно, что “не называйте” имеет смысл “не поклоняйтесь”, иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам “дети”. Ответное обращение, очевидно, было соответствующим. Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. Ведь даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему “папа”.

Христос не учил нас относиться с неуважением к нашим родителям, либо изменять наш язык. Он говорил только, что есть один Истинный Отец, один Истинный Наставник и что мы должны ясно понимать, что Он гораздо больше заслуживает нашей любви и покорности, чем наши земные отцы и правители.

Здесь, как и по отношению к Иконе, поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *